Kamomesawa | Камомесава (Камомэдзава) |
Kita-kotan | Китакотан | Красный (Грустный)
Kotan | Котан |
Minami-kotan | Минамикитан |
Nagahama | Нагахама |
Ōsawa | Осава |
Tomarisara | Томаридзара | Монерон
Usu | Усу | Старицково
lighthouse Todo-shima | маяк Монерон
lighthouse | 灯台| маяки
Монерон (яп. 海馬島 Кайбато или Тодомосири) — остров в Татарском проливе в 43 километрах от юго-западного побережья Сахалина площадью около 16 км². В 1905—1945 годах Монерон (под названием Кайбато) входил в состав японского губернаторства Карафуто, Сейчас, в административном отношении, остров входит в состав Невельского городского округа Сахалинской области РФ и Японией не оспаривается его принадлежность России.
На острове имеются маяк и метеостанция, они расположены на южной стороне острова. Постоянного населения в настоящее время нет, хотя следы активной хозяйственной деятельности человека на острове восходят к 1 тыс. до н. э. Постоянное гражданское население проживало на острове с 1905 по 1970 годы. На острове находятся 12 памятников культурного наследия различных эпох. Окружающие его скалы известны своими птичьими базарами. Значительным богатством отличается и подводный мир острова, куда проникают многие субтропические виды. В настоящее время активно развивается как объект экологического туризма.
В конце 1-го тысячелетия до н. э. на остров проникают носители древней сусуйской культуры морских зверобоев. Сусуйская культура процветала здесь до V в н. э. В VII—XII веках сюда на промысел морского зверя регулярно наведывались автохтонные племена Южного Сахалина. По не до конца изученным причинам следы деятельности человека на острове не обнаруживаются в VII—XII вв. Из современных народов остров с XVIII века начали посещать айны, которые назвали его Тодомосири («Остров морских львов»), но которые здесь, по-видимому, не селились на постоянной основе.
В XVIII веке остров был номинально включён во владения японского клана Мацумаэ (яп. 松前氏 Matsumae-shi). В 1635 году клан поручил самураю Мураками Хиронори обследовать территории, на которые претендовало княжество. В 1644 году японец сделал первое из дошедших до наших дней изображений Монерона, который был нанесён им на так называемую «Карту страны эры Сехо».
Европейцами остров открыт в начале августа 1787 года, а именно — экспедицией Лаперуза, который назвал его Моннерон в честь своего сподвижника (Paul Mérault Monneron, 1748—1788). Позднее, в результате прочтения иероглифов 海馬島 (используемых для айнского названия острова) на другой лад, возникло японское наименование Кайбато.
Первую достоверную карту Монерона составили русские гидрографы в 1868 году, хотя он являлся важным ориентиром в проливе Лаперуза, остров был показан на картах с большими неточностями. Для этих целей была отправлена шхуна «Восток» под командованием лейтенанта Л. К. Кологераса с партией гидрографа, картографа лейтенанта К. С. Старицкого в которую входили лейтенант Е. А. Бережных и прапорщик Титов. Партией была проведена мензульная съёмка и судовой промер глубин. В это время К. С. Старицкий на острове определил его точные координаты и составил опись. Также во время этой экспедиции были названы некоторые географические объекты острова, в частности — бухта на севере острова в честь командира шхуны, и высшая точка острова в честь начальника гидрографической партии.
Японская колонизация
Портсмутский мирный договор 1905 года остров не упоминает, поэтому Японии он фактически был передан «по умолчанию». После Русско-японской войны остров стал осваиваться японцами. Японский период в истории Монерона отличался как довольно хищнической эксплуатацией его быстро истощившихся природных ресурсов, так и существенными инвестициями в развитие инфраструктуры острова. Активное заселение острова началось в 1910-х годах. К этому периоду относится и самое старое из сохранившихся зданий острова 1910 года. [Здесь была построена метеостанция, действующая до сих пор. С Сахалина сюда был проведён подводный телефонный кабель длиной более 50 км. В 1914 году японские власти возвели маяк с мощными подземными инженерными коммуникациями, который используется по настоящее время. Экономика острова основывалась на лесозаготовках и рыболовстве. Особенно важное значение имела тихоокеанская сельдь (Clupea pallasii). В середине 1920-х годов в южной части бухты Чупрова был сооружён деревянный ковш, ставший убежищем для малого каботажного флота. В 1930-х годах он был заменен на бетонный. Для удовлетворения религиозных нужд колонистов в котловане Красной в окружении старых елей японцы поставили и небольшой синтоистcкий храм.
В 1936 году численность постоянного населения японского Монерона достигла 900 человек. Вместе с сезонными рабочими, занятыми в морском хозяйстве на острове, в начале 1920-х годов находилось до 2000 человек. В этот период на северном мысе близ бухты Кологераса получило развитие рисосеяние: здесь до сих пор сохраняются остатки оросительной системы, питавшей некогда японские рисовые поля. Вместе с тем, довольно хищническое начало японской колонизации подорвало устойчивое развитие экономики острова. Уже к середине 1920-х годов уловы рыбы в его водах снизились настолько, что большая часть новоприбывших японских колонистов покинула остров, и к 1945 году на нём оставалось уже не более 200 жителей.
Во время Bторой мировой войны остров, по-видимому, имел важнейшее стратегическое значение как для Японии, так и для СССР. Особенно примечателен тот факт, что в советских архивных документах, касающихся военных операций СССР на Дальнем Востоке в 1945 году, нет никаких упоминаний о взятии Монерона, несмотря на то, что на острове есть безымянные могилы советских солдат.
Годы советской власти
После Второй мировой войны Монерон вошел в состав Сахалинской области СССР. Современный вариант европейского названия (Монерон) стал использоваться после 1946 года. Здесь была организована база сейнерного флота. В южной части бухты Чупрова расположилось и главное промышленное ядро экономики острова — рыбзавод, давший работу местным рыбацким посёлкам. По переписи 1959 года в трёх населенных пунктах острова: Монерон, Красный и Бодрый постоянно проживало немногим более 500 человек. На пике хозяйственного освоения в период весенне-летней путины на остров прибывало до 2000 сезонных рабочих. Уже во второй половине 1950-х годов рыбодобывающая промышленность Сахалинской области переориентировалась на более рентабельный океанический экспедиционный промысел. Это привело к решению о ликвидации на Монероне рыбокомбината и миграционному оттоку населения. До середины 1960-х годов на острове, который известен своей буйной растительностью, продолжали заготовку грубых и сочных кормов выездные бригады косцов из Невельска. До начала 1970-х годов на острове проводились нефтеразведочные работы, которые также обезобразили остров. В течение 1970-х годов остров лишился постоянного населения и получил статус закрытой пограничной зоны с незначительным, а затем и периодическим военным присутствием. Отток населения в целом благоприятно сказался на флоре и фауне острова: здесь наметилась тенденция к восстановлению численности ряда видов птиц.
1 сентября 1983 года в 55 км севернее острова самолётом советских ПВО был сбит пассажирский самолёт Boeing 747 южнокорейской авиакомпании KAL 007, совершавший рейс по маршруту Нью-Йорк — Сеул. При этом погибло 269 пассажиров и членов экипажа.
2021 | Вид на остров от поселка Muidomari | © marka
1905 | map | © marka | карты
Kamomesawa | Камомесава (Камомэдзава) |
Kita-kotan | Китакотан | Красный (Грустный)
Kotan | Котан |
Minami-kotan | Минамикитан |
Nagahama | Нагахама |
Ōsawa | Осава |
Tomarisara | Томаридзара | Монерон
Usu | Усу | Старицково
Lighthouse | 灯台
1914 | Todo-shima | Монерон
фотопечать тема КАРАФУТО | © marka
маяки | lighthouses | 灯台
карты | maps | 地図